газета "На Варшавке"
№ 9 (71) СЕНТЯБРЬ 2003
 
 
ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА — КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
КАК ЭТО БУДЕТ В МОСКВЕ?
 

В последнее время в Москве все жарче разгорается дискуссия по вопросам местного самоуправления. Не утихают споры, каким ему быть, какие функции будут возложены на эти органы, острыми остаются вопросы их финансирования, контроля и ответственности. Между радикально настроенными сторонниками полной передачи государственной власти местному самоуправлению и апологетами жесткой вертикали управления громадная идеологическая пропасть, рождающая принципиальные противоречия, часто заканчивающиеся выяснением отношений в суде. Все это усугубляется и покрытым завесой тайны процессом подготовки административной реформы: регулярно в информационное пространство вбрасывается множество слухов и домыслов, иногда поистине фантастического содержания. Будоражит умы и ставшая в последнее время модной идея объединения регионов, согласно которой Москва и область составляют один субъект Федерации, и где, соответственно, вопросы местного самоуправления решаются при отсутствии у Москвы (как у любого другого города России) регионального статуса. Безусловно, организация местной власти требует разрешения многих вопросов. Но при любых формах властных конструкций останутся насущные проблемы, с которыми сталкиваются горожане в повседневной жизни. В частности, последние социологические исследования показывают, что безопасность занимает первые строчки в рейтингах приоритетов москвичей. О том, как скажется переустройство городской власти на обеспечении охраны общественного порядка в Москве, нашему корреспонденту рассказал вице-спикер Московской городской Думы Олег Бочаров.

— Олег Евгеньевич, как вице-спикер городского парламента, курирующий вопросы законотворчества в сфере безопасности, скажите, формирование органов местного самоуправления не подорвет систему охраны общественного порядка в городе?

— Прежде всего нужно отметить, что закон о местном самоуправлении — результат очень серьезного компромисса. Каждый субъект России имеет свои особенности, территориальную специфику, климатический фактор и социально-культурное развитие. Реформа государственной власти в части формирования органов местного самоуправления не учитывала такую специфику, и города федерального значения, имеющие статус субъекта РФ, подпадая под реформу, имели шанс быть раздробленными на несколько взаимно неуправляемых территорий. Очевидно, что нельзя разрушать единый организм городского хозяйства, поэтому та законодательная база, что есть сейчас, конечно, не идеальный вариант, но наиболее приемлемый с точки зрения закона и здравого смысла. Что же касается системы охраны общественного порядка, то могу ответить однозначно, что она сломана не будет.

— На уровне местного самоуправления сейчас действуют муниципалитеты. Не получится ли так, что каждый муниципалитет будет «тянуть одеяло на себя», а взаимодействие милиции с другими охранными структурами снизится. Не случится ли так, что на крик «помогите» с другой стороны улицы, относящейся к «юрисдикции» другого муниципалитета, стражи порядка не отреагируют?

— Во-первых, работа милиции и других охранных структур четко регламентирована федеральными законами, и любое преступление и правонарушение должно пресекаться вне зависимости от территориальной принадлежности. Другое дело — взаимодействие между различными правоохранными структурами внутри муниципального района. Здесь есть вопросы. Прежде всего, проблема заключается в том, что милиция, народные дружины, пожарные, санэпиднадзор и т. п. зачастую действуют по своему усмотрению по формуле «сам себе режиссер». Сами себе дают задание, сами его исполняют, сами себя контролируют. Следствие — КПД работы на достижение общей цели очень низок. Более того, иногда случается и так, что и цели общей нет: население района не ставит задачу правоохранителям.

— Такое положение вещей можно изменить?

— Необходимо менять. И в этой связи совместно с коллегами мною подготовлен проект закона города Москвы «Об опорных пунктах охраны порядка», который позволяет создать реальный механизм координации деятельности различных служб на территории, в котором общественность будет играть ключевую роль.

— Самоуправление снизу?

— Совершенно верно. В альтернативу громким заявлениям поборников «чистого права» о том, что органам местного самоуправления, только зарождающимся и практически не имеющим хозяйственного опыта, нужно передать большинство функций государственной власти, мы предлагаем развивать органы местной власти последовательно. Одним из определяющих моментов в их становлении будет способность наведения элементарного порядка у себя на территории. Закон «Об опорных пунктах охраны порядка» позволяет муниципалитетам в полной мере реализовать функцию по охране общественного порядка. Давайте сначала посмотрим на то, как они с этим справляются, прежде чем передадим им другие функции под большие бюджетные средства.

— В чем же суть законопроекта? Как органы местного самоуправления смогут заниматься охраной общественного порядка, какие у них будут полномочия?

— Статья 132 Конституции Российской Федерации закрепляет за органами местного самоуправления право осуществлять охрану общественного порядка. Однако никаких законов ни федерального, ни регионального уровня, регулирующих сферу этих общественных отношений, нет. Понятно, что правом, не конкретизированным в отдельных специальных нормах, можно манипулировать. Вполне вероятно, что отдельные политические силы этим воспользуются в своих интересах — как инструментом давления на власть. В условиях приближающихся выборов это серьезно. Вспомните хотя бы некоторые тезисы ультралибералов по поводу создания в каждом районе своей полиции, не подчиняющейся городу. Основание — Конституция. Что из этого получилось бы, не знаю. Но, думаю, ничего хорошего.

Наш закон устраняет всякую возможность спекуляций правом и четко определяет правила поведения всех, кто каким-либо образом участвует или хочет участвовать в охране порядка у себя в районе. Во-первых, закон дает возможность для объединения усилий исполнительных органов государственной власти различных уровней, органов местного самоуправления и жителей Москвы для решения вопросов, связанных с охраной общественного порядка. Во-вторых, органы местного самоуправления получают правовой механизм реализации конституционного права. В-третьих, исполнительные органы государственной власти сохраняют контроль за деятельностью общественных пунктов и имеют право их ликвидировать. В-четвертых, закон не позволяет органам местного самоуправления создавать каких-либо формирований по охране общественного порядка, поскольку настоящий закон наряду с другими законами города (например, «Об участии жителей Москвы в охране общественного порядка» и «О московской городской народной дружине») законодательно закрепляет все формы участия населения столицы в обеспечении общественного порядка и роль местного самоуправления в этом вопросе.

Кроме того, организация работы общественных пунктов для органов местного самоуправления послужит хорошей школой управления, взаимодействия с органами государственной власти и жителями Москвы, будет способствовать накоплению опыта по организации конкретного дела.

— Получается, что пункты охраны порядка в районах станут своеобразными центрами управления — командными пунктами, откуда будут исходить команды где и как охранять общественный порядок? Как они будут выглядеть: компьютерные базы данных, дежурная смена операторов на телефонах, ленты оперативных сводок, телефоны прямой связи с префектом?.. Чем конкретно будут заниматься в этих пунктах?

— Необходимо отметить, что закон «Об опорных пунктах охраны порядка» логически завершает серию законодательных актов Москвы об участии населения в охране общественного порядка. С принятием этого закона жители города могут участвовать в обеспечении безопасности своего района, дома, подъезда, используя различные формы и методы. Эти законы дают такую возможность и четко регламентируют правила поведения, определяют структуру, принципы, обязанности и ответственность.

Главная же задача опорного пункта — создать координирующую систему по охране общественного порядка в районе. Он станет своего рода площадкой, где будут формироваться единая политика, способы взаимодействия милиции, дружины, пожарных и других организаций по обеспечению общественной безопасности по заданию населения, с учетом интересов жителей, а также специфики района. А какие компьютеры и пульты с дежурными надо иметь там, будут решать сами жители. Можно «наворотить» множество оргтехники и поставить даже плазменные телевизоры, как в Пентагоне, но если не будет понимания цели и искреннего желания людей ее достигнуть, любые новации обречены на провал.

Опорный пункт должен стать именно «опорным», где каждый человек и интересные перспективные инициативы найдут поддержку. Возглавить эту работу должны органы местного самоуправления. Ведь кто, как ни они, чувствуют пульсирующий нерв района.

— Законом определена структура опорного пункта? Какая она будет? И как население, простой житель, например я, сможет участвовать в его работе?

— ОПОП будет состоять из совета и жителей Москвы, изъявивших желание на добровольной основе оказывать ему содействие в охране общественного порядка на занимаемой территории. Совет формируется, с одной стороны, из направляемых в него представителей государственной власти — работников ГУВД, Госсанэпиднадзора, Госпожнадзора, работников различных инспекций, в том числе Мосжилинспекции, объединенной технической инспекции, по использованию земель и т. д. Кроме того, в него войдут представители ДЕЗ, товариществ собственников жилья (ТСЖ), ЖСК, старшие по домам, дружины и другие общественные объединения вплоть до общества охраны животных, если они захотят участвовать, и москвичи — жители микрорайона. Общее руководство пунктами осуществляют органы местного самоуправления, контроль их деятельности — государственные органы исполнительной власти.

Участвующий в работе ОПОПа житель может выбрать себе направление деятельности, которое его заинтересует больше всего. Законом определены основные направления деятельности опорных пунктов: это обеспечение охраны общественного порядка, личной безопасности граждан, охрана их собственности; профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, осуществление контроля за их поведением в общественных местах, организация культурного досуга несовершеннолетних по месту жительства; соблюдение порядка использования, содержания, эксплуатации жилых домов, а также придомовой территории; обеспечение противопожарной безопасности жилых домов и других объектов, расположенных в жилых зонах; соблюдение правил благоустройства и охраны объектов благоустройства, в том числе зеленых насаждений; организация дорожного движения в жилых зонах; организация содержания животных; вопросы использования земель и санитарного состояния территорий.

— А смогут ли они влиять на представителей государственных органов, в том числе на участковых, контролировать их работу, непосредственно ставить задачу и спрашивать за ее выполнение? Не получится ли так, что опорный пункт станет местом обыкновенных посиделок, пустых разговоров и сплетен?

— Если под влиянием понимать прямое управление, то отдавать распоряжения и приказы сотрудникам МВД, конечно, руководство опорным пунктом не сможет. И задачи переподчинения им участковых нет. Главная цель — координация, определение задач, необходимых для решения в своем районе, эффективное использование всех ресурсов. Участковый, дружинник, инспекторы федеральных и городских надзоров и служб должны понимать, что они делают, на какой результат работают. Есть конфликтные зоны в районе — им повышенное внимание, а прогулки по территории «а ля дворянин в своем поместье» не нужны.

Работа опорного пункта — это режим оперативного совещания, где каждый обозначает проблему и свое видение ее решения. Результат — выработка согласованного решения и объединение усилий для его реализации.

А кухонные сплетни разводить можно и в государственном учреждении с самой что ни на есть серьезной табличкой при входе. Все зависит от людей, работающих в том или ином месте, от их отношения к делу.

— Будет ли предусмотрена какая-либо ответственность за качество общественного порядка у муниципалитетов?

— Безусловно, морально-нравственный аспект ответственности органов местного самоуправления присутствует. Это ответственность перед своими избирателями — людьми, которые живут рядом с тобой, твоими соседями. Самый страшный суд — суд совести. Если люди поймут, что их обманывают, что выбранный ими человек плюет на них, его просто перестанут уважать и впоследствии никогда не окажут доверия. А это не так мало значит, ведь не все в мире меряется материальным аршином.

А вот нарушители общественного порядка должны нести полную ответственность, в первую очередь административную, и Совет ОПОПа имеет полную возможность через своих представителей государственных органов, наделенных властными полномочиями, в отношении правонарушителей реализовать принцип неотвратимости наказания в полном объеме.

— Олег Евгеньевич, Вы сами как автор законопроекта верите в успех такого начинания? В советское время были опорные пункты, но как только не стало «принудиловки» и пропал «стимул дополнительного выходного дня», все разом рухнуло — и народная дружина, и пункты?

— Если бы не верил, не занимался бы этим. Да, прошедшие 15 лет были разрушительными не только для экономики страны, но и для нравственности и для многих общественных институтов. Но сейчас пришло понимание, что не все было плохо или из-под палки. Конечно, может быть, не будет той массовости, что была раньше, но 15–25 процентов жителей Москвы сегодня готовы потратить свое личное время для охраны общественного порядка и обеспечения безопасности своих близких. И с принятием нашего закона люди эту возможность получат.

Надо признать, что принцип формирования ОПОПов ныне отличается от прошлого. Однако критерием истины является практика. Поживем — увидим! Тем не менее я уверен, в этих Советах, где соберутся неравнодушные люди, положительный результат их деятельности непременно будет. В то же время их деятельность будет зависеть от организационной роли органов местного самоуправления. Для них на деле ОПОПы должны стать школой самоуправления.
Подготовил А. Михайлов

 
 

Другие публикации в Перекрестке:

МОСКВА — С ПАМЯТЬЮ О ПРОШЛОМ, С УСТРЕМЛЕНИЕМ В БУДУЩЕЕ
ОТЧЕТ ЗА ПЯТЬ МИНУВШИХ ЛЕТ
 


 
Rambler's Top100
 
 
 
   
   
© Редакция газеты "На Варшавке"   
na-warshavke@yandex.ru   
    

 

Реклама
Www.pv-decor.ru природные материалы.. sony ericsson c901 купить. acer f900 описание
Hosted by uCoz